Особенности проекта
Keeprise внедрила пилот, который направлен на решение проблем B2B сегмента. Совместно с Профпотоком были собраны и структурированы данные, участвующие в формировании цен. На их основе сформировали гипотезы. Анализ был направлен на взаимодействие с клиентами.
В B2B сегменте зачастую нет собственных торговых точек, но при этом изменяются потребности и возможности заказчиков. Для постоянных клиентов вырабатываются гибкое решение. Существует риск, что все данные и договорённости, которые необходимы для аналитики не поступят в систему.
Это потенциально приведёт к искажению данных. Решение глубокой аналитики и «вычищения» этой категории из результатов пилота. Индивидуальная работа с клиентом в B2B может продолжаться месяцам. Регулярно возникают уступки и скидки.
В контексте ценообразования это вызывает ряд трудностей: повышение наценки может вызвать недовольство селлеров, поскольку их KPI преследует цель продать больше, а не дороже. Самая ожидаемая реакция отдела продаж в таком случае — предложить скидку больше, чем рекомендуют эксперты по ценообразованию.
Этапы реализации
Сбор данных за 1.5 года деятельности компании
Данные приходились на период пандемии и вновь объявленных санкций. Все метрики проходили проверку по совокупности показателей, чтобы избежать аномалий.
Отбор клиентов компании «Профпоток» для пилота
Клиенты компании были разделены на группы в зависимости от характера их спроса с точки зрения ценообразования. В результате компания отобрала 3 ключевые группы.
Выбор SKU (товарных позиций) для пилота
Товары избирались по категориям, но все категории проходили через «сито» бизнес-критериев. Категории прошедшие через фильтрацию были ранжированы. В результате, из категорий с наивысшим рангом были отобраны товары по такому же принципу.
Формирование гипотез относительно наценки
Анализ данных показал, что компания может поставить лучшие наценки, исходя из эластичности товаров. Это привело к ряду гипотез и экспериментов.
Подсчет эластичности спроса для пилотных SKU
Разделили товары на несколько групп по эластичности, каждой степени была установлена дополнительная наценка. Одновременно проверялись 2 гипотезы — возможность заработать на учёте эластичности, и возможность дифференциации цен в зависимости от характера спроса.