Поиск наиболее эффективной подхода к ценообразованию
Основная гипотеза: как изменится структура спроса, если повысить цены для разных групп клиентов в зависимости от коэффициента эластичности?
Перед командой экспертов по ценообразованию стояла задача: выработать и проверить гипотезы, которые приведут к увеличению валовой прибыли на ограниченном числе ассортимента и клиентов компании “Профпоток”.
Сбор данных за 1.5 года деятельности компании
Данные приходились на период пандемии и вновь объявленных санкций, что осложняло их полноту, целостность и отражение реальной структуры спроса клиентов. Поскольку каждый параметр в одиночку может демонстрировать аномалии, все метрики проходили проверку по совокупности показателей.
Отбор клиентов компании “Профпоток”
для пилота
Клиенты компании были разделены на группы в зависимости от характера их спроса с точки зрения ценообразования. В результате компания отобрала 3 ключевые группы в которых ожидали получить больший потенциал.
Выбор SKU для пилота
Товары избирались по категориям, но все категории проходили через “сито” трех основных критериев:
– Не проходили отбор те товары, которые плохо продавались в 2021 году (Отсутствие продаж позиции более 5 мес.)
– Если в категории доля недавно введенного товара составляла более 20%
– Доля товарооборота категории менее 0,1%
Эти условия позволяли проработать данные, благодаря которым возможно прогнозирование спроса и подсчет эластичности.
Категории прошедшие через фильтрацию были ранжированы по 4м показателям: доля выручки, доля прибыли, продажи в штуках, кол-во чеков с категорией. В результате, из категорий с наивысшим рангом были отобраны товары по такому же принципу в согласованном с руководством Профпоток объеме.
Формирование гипотез
Ранее “Профпоток” имел недостаточно эффективную структуру ценообразования. Подробный анализ данных продемонстрировал возможность установить бОльшую дополнительную наценку на неэластичные товары и меньшую на товары эластичной группы. Далее это привело к ряду гипотез и экспериментам, которые мы реализовали с разницей между клиентами и группами товаров.
Подсчет эластичности спроса для пилотных SKU
Товары были разделены на четыре группы:
– эластичные (чувствительные к изменению цены)
– средне эластичные
– неэластичные (не чувствительные к изменению цены, соответственно)
– экспертные (ручная корректировка со стороны экспертов)
Соответственно каждой степени эластичности была установлена дополнительная наценка, в зависимости от основных критериев.
При этом уровень наценок для каждой группы эластичности товаров отличался для разных групп клиентов. Т.к. одновременно проверялись 2 гипотезы - возможность заработать на учете эластичности, и возможность дифференциации цен в зависимости от характера спроса клиентов.